Школа Риторики

Выразительные ресурсы речи и развитие интеллекта.

Любой тип коммуникации основан на наших чувствах. Каналами восприятия в данном случае являются глаза, уши, нос, кожа, тело, которые связывают нас с внешним миром. Информация, которая поступает через эти каналы, не является простым отпечатком реальности. Она проходит через различные «фильтры», такие как, вероисповедание, интересы, физическое и психическое состояние. Все они существенно обогащают, а иногда и видоизменяют, поступающую информацию. Вот основные типы восприятия: кинестетическое, визуальное, аудиальное (слуховое), также обонятельное, вкусовое и, в последнее время, дигитальное (цифровое).

Традиционно для развития речи используются первые три. Рассмотрим их более подробно.

Вначале у человека развивается кинестетическое восприятие. Физиологически – это движения и тактильные ощущения. С ними напрямую связаны эмоции. Эта эмоционально-двигательная основа закладывается у ребёнка в первые 5-7 лет жизни. Далее следует визуальный канал. Он получает толчок к развитию через обучение, через знакомство с информацией, изложенной в наглядном виде (учебная и прочая литература, информация на экранах электронных устройств). В зрелом возрасте на первое место выходит аудиально-речевой канал, который напрямую связан с абстрактным мышлением. Мышление протекает в языковой форме в её письменном и устном варианте.

Информация, собранная по этим каналам, формирует понятийную базу для развития интеллекта. Исследования конца XX века, в особенности работы Ховарда Гарднера, представляют для нас большой интерес. Гарднер утверждает, что существуют разные виды интеллекта («multiple intelligences»): статический, динамический, логико-математический, эмоциональный и др. Концепция автора оказала большое влияние на подготовку педагогов по разным специальностям во всём мире. Полезной она окажется и для нас, когда мы говорим о выразительных ресурсах языка. Мы установим иерархию развития этих видов интеллекта (чего нет у Гарднера) и попробуем их соотнести с параметрами речи.

Для наглядности представим эти виды (или грани) интеллекта в таблице:
Дадим пояснение к таблице:

- Статический. Проявляет себя в планировании, архитектуре, чертежах – там, где мы имеем дело с формой и пространством.

- Динамический. Связан с характером движения и скоростью: спорт, виды транспорта, типы вооружений, логистика, игры и т.д.

- Логический. Основан на использовании логико-математический данных – формулы, расчёты, планирование, создание механизмов, ИТ-технологии, точные науки и т.д.

- Эмоциональный. Развлечения, праздники, шоу, реклама, массовые мероприятия и т.д. Здесь на первом плане создание, использование эмоций.

- Музыкальный. Связан с музыкой во всех её жанрах и пением.

- Языковой. Печатная и устная речь во всех её разновидностях.

Важное пояснение: если распределить грани в таком порядке, то мы заметим, что каждый последующий уровень включает в себя предыдущий. Например, логический, который опирается на математику, включает в себя статический компонент (изображение самой формулы), а также динамику – сочетание формул, дающих нужное решение. Таким образом, наивысшим интеллектом является языковой, т.к. в нём представлены все грани.

Многим подобное заключение может показаться спорным. Однако, у нас есть веские доказательства в пользу именно такого понимания. Итак, отражение граней интеллекта в речи:

1. Статический. На этом уровне мы имеем дело с фразировкой. То есть делением потока речи с помощью пауз на отрезки разной длины. Паузация является каркасом для темпо-ритма, который, в свою очередь, служит основой для разных стилей воздействия.

2. Динамический. Это прежде всего распределение энергии внутри высказывания, или внутри текста. В данном случае мы имеем дело с логическим и выделительным ударениями, с фразовым ударением, и выделением важных частей в более продолжительных отрезках. Это в широком смысле «акцентуация» потока речи.

3. Логический. Это прежде всего грамматика и синтаксис (строение предложения). Также сюда относятся законы композиции, подбор и распределение аргументов.

4. Эмоциональный. В устной речи – это тембральная выразительность голоса, передающая разное состояние. Особые голосовые тембры могут использоваться для передачи разных стилей речи (торжественный, дружеский, вдохновляющий и т.д.). Также это фразеология, различные фигуры речи (эпитеты, метафоры, синонимы и т.д.), стили произношения (архаичный, диалектный и т.д.).

5. Музыкальный. Прежде всего это интонация, её использование для передачи информации в стиле сообщения (например, дикторский текст), или воздействия для создания надлежащего эмоционального состояния.

6. Языковой. Вбирает в себя все перечисленные уровни. Представлен в большом количестве жанров: художественном, политическом, публицистическом и пр. Эти жанры могут существовать как в письменной, так и в устной форме.

7. Банк данных. В нём собраны навыки и умения, связанные с успешным использованием речи. Но в большинстве случаев из трёх функций речи: общение, сообщение, воздействие, человек отдаёт предпочтение первой из них. Она отвечает за взаимодействие людей в повседневной жизни. Если же мы хотим воздействовать на людей, нужно скрупулёзно и поэтапно осваивать те ресурсы, о которых мы говорили. Складывая их в единое целое на основе удачно проведённых выступлений, мы серьёзно расширяем свой потенциал воздействия.

Цицерон – известный оратор древности – хорошо понимал суть этой проблемы. Ему принадлежит такое высказывание: «Чем лучше оратор, тем с большим ужасом он осознаёт всю трудность говорения». Современная наука, в частности теория многогранного интеллекта, позволяет нам сформулировать ту же мысль несколько иначе, с большим оптимизмом: «Чем лучше оратор, тем с большим трепетом он осознаёт силу речевого воздействия».

Надеюсь, у нас есть повод для оптимизма, поэтому – в добрый путь!


Профессор Владимир Васильевич Кулешов

Школа Риторики профессора Кулешова
oratorskiy-kurs.ru