Школа Риторики

Эмоциональный Интеллект. Вызов XXI века.

В 90-х г.г. XX века появилось исследование Д.Гоулмана «Эмоциональный интеллект» (1995), которое привлекло внимание специалистов. И не только парадоксальной формулировкой объекта исследования, но и некоторой дерзостью – попыткой соединить «разум и чувства». Понятно, что это исследование возникло не на пустом месте. Немного ранее Д.Мейэр и П.Сэловей опубликовали статью об эмоциональном интеллекте как критерии личностных способностей (1990).

В России интерес к этой теме появился после публикации перевода книги Д.Гоулмана в 2010 году.

Привлекательность этого направления не в открытии чего-то принципиально неизвестного в науке (это не новая планета, или элемент в таблице Менделеева). Концепция интересна тем, что появляется новый объект исследования, который представляет как теоретический, так и практический интерес прежде всего для бизнеса.

В самом деле, в течение 50 лет критерием интеллектуального уровня человека (особенно в США – стране-законодателе моды в бизнесе) служил уровень IQ, особенно при устройстве на работу. Жизнь развенчала этот миф. Гоулман признаёт, что высокий IQ руководителя компании не обязательно гарантирует процветание фирмы. По экспертным оценкам консалтинговых компаний не IQ, а именно EI (эмоциональный интеллект и его коэффициент EQ) реально увеличивают прибыль компании более, чем на 100%.

В чём же суть EQ по Гоулману? Грани ЭИ следующие:

- самосознание (понимание своего эмоционального состояния);

- самоконтроль (управление своими эмоциями);

- эмпатия (понимание эмоций других людей);

- управление отношениями (управление эмоциями других людей).

Есть и другие признаки ЭИ: оптимизм, эмоциональная инициатива и даже признаки харизмы.

Данное исследование интересно тем, что оно по сути является «приглашением к соучастию», т.е. предлагает сосредоточиться не столько на содержательной (смысловой) стороне обучения, сколько на эмоциональной составляющей человеческого общения. Какие в связи с этим открываются перед нами перспективы, и что может получить бизнес и бизнес-образование в целом при разработке данного направления?

Практика проведения тренингов и семинаров показывает, что в настоящее время наметились четыре уровня рассмотрения данной проблемы, и для каждого из них уже разработанные свои методики обучения. Условно их можно обозначить так: индивидуальный уровень, персональный, групповой и национальный. На каждом уровне важно различать два объекта: внутренний и внешний. Рассмотрим каждый уровень более подробно.

1. Индивидуальный уровень.

Внутренний объект. Это анализ собственных переживаний, развитие компетенций и самодиагностика. Для этого используются тесты, различные приемы «якорения» состояний и амортизации. Важнейшим источником информации может стать анализ видеозаписи собственных публичных выступлений (с использованием различных текстов, как профессиональных, так и эмоциональных).

Внешний объект. Это помощь другому человеку в анализе его эмоционального состояния. В данном случае речь идет о консультировании и коучинге, т.е. о психологической помощи с целью корректировки поведения (в широком смысле слова).

2. Персональный уровень (проявляется в общении двух людей).

Внутренний объект. Это сосредоточенность на собственном состоянии в процессе «интеракции», т.е. диалога с партнером. Анализ состояний базируется на компетенциях первого уровня, а также на информации от партнера.

Внешний объект. В данном случае – фокус внимания на втором участнике коммуникации, его состоянии и поведении. Важным элементом общения является эмпатия («вчувствование», эмоциональная подстройка) и раппорт (двусторонний контакт). При нежелательном варианте общения используются разные типы рефрейминга, включая перенос конфликта из одного полушария в другое. В бизнес-образовании подобные техники обычно включают в курс «Управление конфликтами».

3. Групповой уровень.

Внутренний объект. Внимание обращается на поиск синергии (взаимного усиления членов группы – «командного духа»). На занятиях - это командообразование.

Внешний объект. Это воздействие на группу через корпоративную культуру, донесение до нее ценностей компании, формулировка миссии и видения. Внешним объектом также могут выступать партнеры, тогда мы имеем дело с ведением переговоров.

4. Национальный уровень.

Внутренний объект. Направление исследования – это формулировка национальной идеи, осознание особенностей культурного психотипа нации.

Данная проблематика особенно актуальна для России в историческом плане и, конечно же, в политическом, особенно сейчас. Еще в XIX веке было известное противостояние «западников» и «славянофилов», а уже в нынешнее время активно разрабатывается новая концепция будущего нашей страны (Русская Доктрина, проект «Россия»).

Внешний объект. Все аспекты кросс-культурных коммуникаций, различные виды PR-деятельности, общение (переговоры, диспуты) с представителями других стран, реклама. Это и создание новых «кластеров» (блоков, объединений, групп), преследующих определенные гуманитарные, культурные, образовательные и идеологические цели.

Концепция ЭИ при надлежащем использовании существенно расширяет наши возможности понимания различных явлений в области психологии человеческих отношений, создает базу для созданий технологий и методик, а также для личностного роста самих участников процесса коммуникации. Могут появиться новые критерии оценки качества руководства, возможно, будут пересмотрены стандарты профессионального обучения и его педагогическое содержание.

Это тем более востребовано в России, потому что важность ЭИ у нас еще полностью не осознана. Например, в бизнес среде при корпоративном обучении персонала тематика развития ЭИ занимает лишь 6%, и это при том, что 50% респондентов хотели бы изучать эту тему. В 2010 году подобная статистика показала, что обучение многие люди проводят самостоятельно (нет методик и тренеров).

Сейчас уже можно предположить, что развитие концепции ЭИ будет проходить в два этапа. На первом – мы имеем дело с ЭИ в узком смысле этого понятия: разработке понятийного аппарата для диагностики различных эмоциональных состояний. Это создание системы тестов, новых критериев оценки и списка эмоциональных компетенций. Это собственно и есть эмоциональный интеллект (ЭИ) в традиционном понимании.

На втором этапе объектом исследований станет управление эмоциональным состоянием через техники, методики и развиваемые с их помощью приемы и навыки. Это уже практический аспект, применение накопленного эмпирического опыта. В данном случае мы по сути имеем дело с интеллектуальной эмоцией или ИЭ. Оба термина взаимно дополняют друг друга, так как по сути являются двумя сторонами одного явления.

В заключение можно с уверенностью сказать, что понятие ЭИ становится объединяющим стимулом для поиска новых решений как в теории, так и в практике. Хочется думать, что как ЭИ, так и ИЭ займут достойное место в новых концепциях и программах российского бизнес-образования (и не только его).

Профессор Владимир Васильевич Кулешов

Школа Риторики профессора Кулешова
oratorskiy-kurs.ru