Школа Риторики

Публичное выступление – критерий развития Эмоционального Интеллекта.

«О степени развития ЭИ можно судить по качеству публичного выступления». (Мнение тренеров-профессионалов)

Современный деловой мир немыслим без публичного выступления. Чтобы решить производственные, коммерческие, экономические и политические проблемы, деловые люди должны уметь словом повести за собой, воздействовать на мнения и принятия решения, мотивировать коллег, подчинённых, вызывать поддержку со стороны руководителей. Ежедневно огромная армия менеджеров, специалистов выступает перед клиентами, деловыми партнёрами, инвесторами. Они защищают проекты, представляют бизнес-планы, предлагают товары и услуги. Далеко не все подобные выступления успешны, ещё никто не подсчитал, сколько было упущено выгоды из-за неудачного выступления. Многие представители бизнеса вообще считают, что выступающий – это лицо компании, и по его манере общаться с аудиторией оценивают успешность самой компании.

Сила ума и дар слова – главное отличие человека от других живых существ. Если задуматься над библейской фразой «в начале было слово…», то мы постигнем глубокий смысл и силу молитвы, и силу веры, и силу убеждения.

Люди, состоявшиеся в жизни, бизнесе, политике, перешли из статуса специалиста, профессионала в своей области, в статус руководителя, лидера, человека по сути публичного. Если раньше им нужно было решать узко профессиональные задачи (нередко в виде «озвучивания» надлежащих инструкций), то, перейдя в ранг современного руководителя – публичного человека (HOMO PUBLICUS) – приходится всё больше убеждать, доказывать, воздействовать.

PUBLICUS – в переводе с латыни означает общественный, государственный, всенародный. Если рассматривать HOMO PUBLICUS в роли выступающего, то он должен уметь:

- угодить аудитории, то есть быть принятым ею;

- адаптировать себя к её культурным, социальным и профессиональным ожиданиям;

- продемонстрировать волю и харизматичность.

Внимательный читатель может воскликнуть: Ведь это всё признаки эмоционального интеллекта (ЭИ)! И он будет прав. Ведь угодить аудитории – значит обладать эмпатией (эмоциональной подстройкой). Адаптация к ожиданиям – это установление раппорта (устойчивого двухстороннего контакта). А харизма – это тоже один из признаков ЭИ.

Давайте рассмотрим эти признаки более подробно.

Действительно, как угодить аудитории? Вспомните, как это трудно сделать даже по отношению к одному, близкому человеку. А аудитория состоит из множества незнакомых, причём разных, людей, у которых свои оценки. Согласитесь, задача трудная.

Но, чтобы её решить, необходимо рассматривать HOMO PUBLICUS в более широком контексте. HP – это прежде всего носитель трёх культур общения: национальной, социальной и профессиональной.

Национальная культура общения. Она предполагает демонстрацию общепринятых норм поведения и речи. Если выступление перед русской аудиторией, то манеры выступающего, его поведение, речь не должны вызывать протест у публики. Например, держать руку в кармане перед аудиторией с русским менталитетом считается неприлично. И, напротив, в западной англоязычной культуре это считается допустимым. К счастью, в публичном общении уже выработаны нормы поведения и речи, которые общеприняты для европейской культуры, в том числе и русской.

Социальная культура общения. Предполагает анализ аудитории с точки зрения возраста, образования, статуса. Выступающий должен говорить «на одном языке», попасть в ожидания этих людей, быть понятным и пóнятым. Современные руководители (политики, бизнесмены и чиновники), не имея специальной подготовки, теряют связь с аудиторией (по сути говорят с ней «на разных языках»). Подобное пренебрежение имеет неприятные последствия (взыскания, штрафы, увольнения, а для бизнеса – потеря репутации и банкротство).

Профессиональная культура. В публичной речи, так же, как и на сцене – это мастерство исполнителя. Оно включает качество голоса (его тембр, силу, «полётность»), надлежащую жестикуляцию, наличие глазного контакта, особый темпо-ритм. Сама речь должна соответствовать орфоэпическим нормам (произношение), быть грамматически правильной и, по возможности, содержательной (богатой выразительными средствами).

Все эти признаки мастерства не существуют сами по себе, они появляются в результате целенаправленного обучения. Многие люди, не зная об этом, переносят навыки бытовой речи на подиум: позволяют себе ошибки в ударении, используют слова-паразиты, неконтролируемо размахивают руками. Всё это вызывает у публики протест, как неподобающее поведение. Недостатки человека, незаметные в каждодневном общении, становятся объектом повышенного внимания на сцене. Там нет мелочей, важно всё: внешний вид, пластика, поза, качество аргументов и выразительность речи. Если исполнитель об этом не думал и не подготовился надлежащим образом (скажем, не отрепетировал свою речь), то всё его выступление превращается в жалкое зрелище. А это сильнейший удар по репутации!

Воля и харизма выступающего. Человек, выступающий перед публикой, находится в центре повышенного внимания. Выдержать подобную нагрузку может лишь тот, кто обладает эмоциональной устойчивостью (это, кстати, тоже признак ЭИ!). Психологически это значит волевое, сознательное управление своим эмоциональным состоянием, которое помогает преодолеть «боязнь сцены». Помимо звучания голоса, это – высокая энергетика выступления, которая «заражает» публику. Тогда под харизматичностью следует понимать многообразие освоенных приёмов передачи эмоций и состояний, то есть артистичность исполнения.

Эти навыки, увы, не передаются генетически: им нужно учиться. Недаром Цицерон говорил: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Путь становления предполагает решение многих задач: ведь выступающий - и автор текста, и режиссёр (организатор процесса общения), и актёр (исполнитель). В каком-то смысле это сложнее, чем выступать в театральной постановке. Ведь актёр говорит текст автора, который проверен временем и является для нас эталоном; у актёра есть режиссёр, который выстраивает линию поведения на сцене, а также характер действий в рамках авторского и режиссёрского замысла. Также у актёра есть помощники («имиджмейкеры») - костюмеры и гримёры, и, наконец, у актёра за плечами многолетнее обучение в театральном ВУЗе у педагогов-мастеров.

Всего этого лишён современный человек, начинающий свою карьеру в качестве выступающего. Часто – это путь долгий и трудный, и опыт нарабатывается методом проб и ошибок. Некоторые страшатся этого пути и опускают руки.

Но есть и те, кто поверили в силу эмоционального интеллекта, хотят себя проверить на публике и небезразличны к публичному признанию. Именно перед такими людьми открываются широкие перспективы. Недаром древние говорили: «Путь в тысячу миль начинается с первого шага!».


Профессор Владимир Васильевич Кулешов

Школа Риторики профессора Кулешова
oratorskiy-kurs.ru